Иллюстрированный самоучитель по Assembler


Процесс подготовки и отладки программы - часть 4


Отладку и изучение работы готовой программы удобнее всего осуществлять с помощью интерактивного отладчика, который позволяет выполнять отлаживаемую программу по шагам или с точками останова, выводить на экран содержимое регистров и областей памяти, модифицировать (в известных пределах) загруженную в память программу, принудительно изменять содержимое регистров и выполнять другие действия, позволяющие в наглядной и удобной форме контролировать выполнение программы.

Рассмотрим вкратце основные приемы работы с "турбоотладчиком" TD.EXE из пакета TASM. Приступая к работе с отладчиком, следует убедиться, что в рабочем каталоге имеются и загрузочный (Р.ЕХЕ), и исходный (P.ASM) файлы, так как отладчик в своей работе использует оба эти файла. Для запуска отладчика следует ввести команду

td р

На экране появится кадр отладчика, в котором видны два окна - окно Module с исходным текстом отлаживаемой программы и окно Watches для наблюдения за ходом изменения заданных переменных в процессе выполнения программы (рис. 2.3). Окно Watches нам не понадобится, и его можно убрать, щелкнув мышью по маленькому квадратику в левом верхнем углу окна, или введя команду <Alt>+<F3>, предварительно сделав это окно активным. Переключение (по кругу) между окнами осуществляется клавишей <F6>.


Рис. 2.З. Начальный кадр отладчика с текстом отлаживаемой программы.

В процессе отладки программы на экран приходится выводить много дополнительных окон; они перекрываются и часто скрывают друг друга. Чтобы увидеть их все одновременно, размер окон приходится уменьшать, а сами окна перемещать по экрану. Режим изменения размеров и положения окна включается командой <Ctrl>+<F5>, после чего клавиши со стрелками перемещают окно по экрану, а те же клавиши при нажатой клавише <Shift> позволяют изменять его размер. Выход из режима настройки окна осуществляется нажатием клавиши <Enter>.

Начальное окно отладчика дает слишком мало информации для отладки программы. В нем можно выполнять программу по частям до местоположения курсора (клавиша <F4>) и команда за командой (клавиша <F8>); можно также с помощью окна Watches наблюдать изменения заданных полей данных. Однако для отладки программы на уровне языка ассемблера необходимо контролировать все регистры процессора, включая регистр флагов, а также, во многих случаях, поля данных вне программы (например, векторы прерываний или системные таблицы). Гораздо более информативным является "окно процессора", которое вызывается с помощью пункта Vicw>CPU верхнего меню или командой <Alt>+<V>+<C> (рис. 2.4).




- Начало -  - Назад -  - Вперед -